Ночная ловля судака на косах
Первый раз на ночную ловлю судака я попал, по сути, случайно. Забарахлила машина, и мы с другом решили заночевать на берегу реки, с тем чтобы утром отремонтировать машину и доехать до наших друзей, стоявших лагерем километрах в ста ниже по течению. Около места нашей ночевки река делала небольшой изгиб, а в воду от берега отходили пологие песчаные косы. Собственно, ловить рыбу мы не собирались, снасти были надежно упакованы в чехлах и привязаны к багажнику. Их, конечно, можно было достать, но лень, да и что делать с рыбой, было непонятно. Готовить не хотелось, оставалась еще припасенная в дорогу еда, а вести рыбу с собой тоже смысла не имело - не известно, как быстро мы сможем починить утром машину. В общем, искупавшись и перекусив, мы поставили палатку и легли спать.
Но уснуть сразу не удалось. Сквозь дрему я слышал удары по воде у самого берега. По привычке начал прикидывать, кто бы это мог быть? На жереха не похоже, на щуку тоже, окунь по ночам не жирует, да и не может он бить с такой силой. Остается судак. Но что он делает у берега, на самой мели? Пока я раздумывал, раздался звук расстегиваемой молнии, и мой приятель Сергей полез из палатки.
- Не спится, пойду пройдусь, - сказал он, видя, что я поднял голову.
"Ну, далеко ты не пойдешь", - подумал я. И верно, раздался звук открываемой машины, а затем Серегино чертыханье. Видимо он пытался в темноте отвязать от багажника чехлы с удилищами. В общем, сон пропал.
Собирая спиннинги, мы оба пожалели, что не сделали это еще засветло, хотя уже тогда оба прекрасно понимали, что именно этим все и кончится.
Судака я обычно ловлю на джиг, стараясь облавливать подводные бровки, но выйдя на берег, я понял, что привычный способ ловли тут не годится. Удары раздавались метрах в 10, максимум, 15 от берега, где глубина, как мы знали по вечернему купанию, была меньше метра. Так что, про джиг пришлось забыть. Серега для начала поставил самый маленький свой "кастмастер", а я - небольшую вертушку. После первых же забросов, мы поняли что выбрали далеко не лучшие для данных условий приманки - мы постоянно цепляли ими дно.
Дело оказалось в том, что песчаные косы, хорошо видимые днем, ночью как бы растворялись. Глубина между косами метрах в 20 от берега доходила до метра, а поверх кос воды было всего сантиметров 20-30. Определить в темноте, где коса, а где нет, сразу было трудно. Помогла появившаяся из-за туч луна. При ее свете стало видно, как над косами легкий ветерок поднимал мелкую рябь. Теперь мы старались забрасывать в промежутки между косами и дело пошло лучше. Правда не намного - там, где было глубже, на дне росли водоросли, и каждый раз блесны возвращались с оперенными травой тройниками.
Поклевку первого судака я так и не понял - просто во время проводки на блесне что-то повисло, словно снова зацепил солидный куст травы. Почувствовав сопротивление, я ускорил проводку, стараясь быстрее отделаться от травы, и только метрах в 4-х от берега понял, что это не трава. Судак поднялся на поверхность, и в свете луны его глаза загорелись недобрым огнем. Возникла короткая "немая сцена". Судак воспользовавшись тем, что я остановил подмотку, резко развернулся, стремясь уйти, а моя рука среагировав, помимо моей воли, рванула удилище на себя. В результате килограммовый судак, просвистев над моей головой, улетел в кусты. Спасло меня то, что мой "джиговый" Lamiglas обладал солидным запасом прочности.
Почин был положен, но учитывая что кругом продолжались всплески жирующего судака, единственный "хвост" за целый час ловли служил слабым утешением. Мы явно делали что-то не так. Сев на песок, мы попробовали разобраться в чем дело. Действия судака были понятны - в промежутках между косами собрались на ночь стаи малька, в них-то с разгону и врезался судак. Днем он этого не решался делать, опасаясь выходить на самую мель при дневном свете. Было ясно, что, чтобы его поймать, требовались приманки которые можно было бы медленно вести по самой поверхности.
Попробовали самые легкие вертушки, но оказалось, что забросить 3-4 граммовые приманки удилищами с тестом от 14 г и относительно толстой леской - дело практически безнадежное. К тому же дул, хоть и слабый, но встречный ветерок. Можно было, конечно, полностью разобрать груз, найти подходящие удилища, но утром нам надо было чинить машину и ехать дальше. Оставалась последняя надежда - воблеры.
Чтобы их найти, пришлось основательно перекопать наши вещи, но, как оказалось, "игра стоила свеч". Из десятка моделей, оказавшихся в нашей коробке, лучше всего сработали два - рапаловский серебристый "Husky Jerck" длиной 8 см и весом 7 г и почти такой же по размеру "Nils Master". Судак атаковал их почти на каждой проводке, но было очень много пустых поклевок. Попробовав различные варианты проводки, мы выяснили что лучшие результаты приносила самая медленная проводка с частыми остановками. Поклевки в большинстве случаев происходили или во время паузы или в самом начале движения.
Большое значение, как оказалось, имело и то, на каком расстоянии от песчаной косы шел воблер. Если он двигался почти вплотную к ней, то почти всегда поклевка оказывалась результативной, если метрах в двух и более, шансы были не велики, хотя поклевки и случались. Видимо судак атаковал малька, стоящего вдоль косы, снизу, и когда там появлялся воблер, он тоже хватал его снизу и сразу же оказывался на нижнем тройнике. Но попасть в нужную точку легким воблером было не легко.
Дело осложнялось и тем, что забрасывать приходилось почти в полной темноте (тучи то и дело закрывали луну), по сути, наугад. К тому же на наших катушках стояла "плетенка", которая имеет свойство легко запутываться, и нам приходилось тратить много времени на борьбу с "париками". На будущее мы сделали вывод, что для ночной ловли судака лучше использовать моно леску, причем желательно жесткую и довольно толстую (диаметром 0,3-0,35 мм). Дальний заброс не нужен, а терять время на распутывание "плетенки" или тонкой, мягкой лески очень жалко.
К концу рыбалки выявилась еще одна странная закономерность - если поклевка была отчетливой и хорошо ощутимой, она почти всегда оказывалась безрезультатной. Успех был только тогда, когда судак как бы сам повисал на воблере. Возможно, резко схватив приманку и ощутив твердость пластика, судак успевал раскрыть челюсти, а мы сами резкой подсечкой выдергивали приманку из его рта. Возможно, резкие поклевки были просто следствием короткого удара по воблеру сверху, со стороны, свободной от тройников. Окончательно разобраться с этим вопросом, мы так и не успели. Часам к двум ночи клев стал ослабевать и вскоре затих.
Утром, быстро справившись с ремонтом автомобиля, мы переложили пойманных судаков травой, обернули мокрой тряпкой и через пару часов были в лагере наших друзей. Они переволновались из-за нашего отсутствия и готовы были наброситься на нас с упреками. Однако, демонстрация нашего ночного улова быстро перевела разговор в другое, более мирное русло.
Источник:
Рыбацкий портал